16.07.2014

Полный аудит сайта. Часть 1

Настоящий документ представляет собой описание SEO аудита. Аудит включает более 700 проверок. При проведении аудита используется более 50-ти программ, плагинов и сервисов. Проверки выполняются по 25 группам факторов. Ориентировочное время на проведение аудита – 120-200 часов, но может варьироваться в зависимости от размеров проекта. 

Часть №1 - Общий анализ сайта

Аудит сайта

 

1.1 Сбор информации о проекте от клиента

 

Для того, чтобы работа велась эффективно, необходимо изучить историю проекта и текущее состояние. Чем больше данных предоставит клиент, тем более эффективной будет ваша работа, т.к. вы сумеете изучить совершенные ранее ошибки, поймете слабые места проекта и сможете сэкономить время, используя чужой труд в тех областях, где он выполнен удовлетворительно.

  • доступы в Яндекс.Метрика ,  Яндекс.Вебмастер
  • доступы в Google.Analytics ,  Webmasters.Google
  • логи сервера
  • отчеты по SEO
  • семантическое ядро
  • выгрузка из бирж, или доступы туда
  • информация о том, попадал ли сайт хоть когда-нибудь под фильтры
  • информация о том, что меняли на сайте за последний год (два)
  • информация о том, какими человеческими ресурсами располагает заказчик
  • информация о том, какие результаты к каким срокам ожидает заказчик
  • план развития проекта на ближайший год
  • порядок внесения изменений на сайте
  • контактные лица
  • информация о том, как создаются новые страницы
  • аудиты (+ТЗ), проводимые ранее
  • есть ли другие сайты у компании, где продается та же или похожая продукция
  • есть ли зеркала сайта, менялся ли хозяин домена
  • логи всей переписки с Платоном Щукиным

1.2 Ручной анализ сайта

Необходимо вручную изучить сайт, стать его постоянным пользователем, зарегистрироваться, найти ошибки и столкнуться с теми проблемами, которые мешают посетителям решать свои проблемы.

  • открыть большое количество разнообразных страниц сайта и изучить структуру, категории, шаблоны, наполнение, виды контента, проблемы, ошибки
  • попытаться добавить спамный контент
  • совершить основные действия пользователя
  • изучить способы создания контента на сайте
  • изучить регулярность публикаций на сайте и актуальность информации
  • изучить работоспособность функционала и разделов сайта
 

1.3 Анализ отчетов о продвижении

Сопоставление отчетов с хронологией изменений алгоритмов поисковых систем, изменений на сайте, покупки ссылок и другими явлениями позволяет изучить и понять многие скрытые проблемы проекта.

  • запросы, соответствие проблем страницам
  • что было сделано, как это коррелируется с динамикой продвижения
  • соответствие прогнозов результатам
  • объяснение проблем и задержек в достижении результатов
  • наличие и содержание рекомендаций по сайту
  • наличие и содержание контрольных аудитов
 

1.4 Оценка трафикового потенциала сайта

Невозможно делать прогноз трафика, но можно оценить потенциал тематики и выполнить свою работу максимально эффективно.

  • Изучение проблематики в тематике
  • Изучение полноты охвата тематики на сайте
  • Изучение содержания сайта
  • Изучение трафиковых достижений успешных проектов
  • Изучение трафикового потенциала контентных решений в тематике

Почему нельзя делать прогноз трафика приемлемой точности

  • среда нестабильна: ошибки ПС, новые алгоритмы, фильтры, действия конкурентов, неполное представление об алгоритмах, машинное обучение
  • сезонность и всплеск спроса: метеориты и пластиковые окна, лед и шины
  • неисполнение обязательств со стороны клиента (текст не выложен, тз не внедрено)
  • данные по статистике запросов основаны на прошлом опыте
  • неизвестны все запросы, по которым придут посетители
  • технологическое отставание специалистов - 6 мес. минимум
  • ошибки SEO-специалиста, ошибки клиента, ошибки сторонних сервисов
  • ошибки подрядчиков
  • происки конкурентов

1.5 Анализ CMS на эффективность для продвижения

  • CMS обновляется?
  • Содержит ли CMS необходимые для такого типа проекта SEO модули?
  • Не совершили ли разработчики критических ошибок?
  • Проверка на использование стандартного шаблона в качестве дизайна сайта
  • Определение CMS сайта
 

1.6 Анализ начальной точки продвижения сайта

Для того, чтобы замерять эффективность, перед тем, как начинать продвижение сайта, необходимо обозначить начальную точку. Это так же позволит нам соотнести сайт с потенциалом тематики, замерив, например, разнообразие ассортимента.

  • Кол-во рубрик: 15
  • Кол-во карточек: ?600-800
  • Анализ позиций по всей семантике
  • Видимость_1 SUMM (wordstat/position) – грубо
  • Видимость_2 SUMM (wordstat/k_ctr_position) – менее грубо
  • Посещаемость сайта (Яндекс.Метрика, LiveInternet, Google.Analytics, 

 

Часть №2 - Матрица сайта

Матрица – формат представления структуры сайта, удобный при изучении крупных проектов.

2.1 Матрица сайта

  • по горизонтали категории сайта (ноутбуки, пылесосы)
  • по вертикали шаблоны страниц (карточки товаров, каталог товаров)
  • на пересечении типы страниц, представленные параметрами в URL (карточки пылесосов, каталог ноутбуков)
 

2.2 Ошибки

  • перечисление всех страниц
  • логические несоответствия
  • матрица должна строиться на текущем состоянии сайта, а не планируемом

2.3 Особые случаи

  • для небольшого сайта может быть всего 1 раздел
  • "о компании", "контакты", "помощь" - это одна группа в матрице, а не 3 страницы

Аудит сайта

Часть №3 - Изучение тематики

Аудит сайта

3.1 Выбор проектов для анализа

При изучении конкурентов рекомендуется отбирать лидеров в одном с вами сегменте, лидеров более узкого сегмента и лидеров более широкого сегмента. Так, если вы торгуете компьютерной техникой, то лидер в вашем сегменте будет успешным магазином компьютерной техники, более узкий сегмент может быть представлен магазином, где продаются только ноутбуки, а более широкий сегмент может представить онлайн-гипермаркет, который охватывает множество товарных категорий.

  • изучение лидеров по LiveInternet
  • изучение лидеров по  SEORate
  • изучение лидеров по  MegaIndex
  • сравнение отобранных проектов

Аудит сайта

На этой схеме видно, что все представленные проекты имеют существенный трафик, большое количество страниц, что делает проекты интересными для изучения. Лидер по поисковому трафику – проект carsguru.net. Для того, чтобы это выяснить, пришлось удалить в статистике витальные запросы, с их учетом лидер – auto.ru, который весьма плохо ранжируется в поисковых системах.

3.2 Составление списка возможных контентных модулей тематики

Для того, чтобы собирать трафик необходим контент. Кроме того, у посетителей есть определенные ожидания о том, какой контент должен быть на сайте. Например, на автомобильном портале многие посетители ожидают увидеть обзоры автомобилей.

  • Форум
  • Автозапчасти, тюнинг, шины, диски
  • Расширение коммерческого раздела
  • Каталог организаций
  • ПДД, онлайн экзамены, штрафы
  • Видео
  • Тест-драйвы
  • FAQ по автострахованию
  • Автопутешествия
  • Статьи
  • Новости

3.3 Оценка потенциала аудитории контентных модулей

Чтобы расставить приоритеты по списку контентных модулей, необходимо учесть потенциал трафика, соответствие модуля концепции проекта, стоимость разработки.

  1. Отобрать запросы, характеризующие каждую проблематику и посчитать сумму wordstat
    • ноутбуки (asus|acer|macbook|sony...) -драйверы -скачать -описание -чехол...
    • (сумка|чехол|мышка|мышь|салфетки...) (+для ноутбука|+для нетбука)
    • ...
  2. По Livelnternet посчитать отношение долей между поисковыми системами в данной тематике
    • //www.liveinternet.ru/stat/ru/computers/searches.html
    • Строим пропорцию, считаем Google и Mail
  3. Вычесть взаимоисключающие значения, если они есть
    • Ноутбуки - чехлы

Приблизительный потенциал по ноутбукам с экраном 17 дюймов

Запрос, введенный в Яндекс Wordstat:

ноутбуки 17 -характеристики -параметры -топ -сравнение -отзывы -аксессуары -обзоры -тесты -рейтинг -обсуждение -форум -драйвера -как -разобрать -работает -биос -камера -windows -ремонт -аккумулятор -какой -клавиатура -батарея -wifi -включить -разборка -видео -bios -разбор -блютуз -питание -программы -видеокарта -сумка -рюкзак -кейс -чехол -тысяч -руб –рублей

Полученный результат: 11799

Считаем потенциальный трафик в ведущих поисковых системах на основе полученных данных

  • x/100*41 = 11799
  • x/100 = 11799/41
  • x/100 = 287,780487804878

x (общий потенциал трафика по 3 ПС) = 28778,0487804878 или 28778

ЯНДЕКС: 28778/100*41 = 11798,98 или 11799

GOOGLE: 28778/100*52 = 14964,56 или 14946

MAIL: 28778/100*4 = 1151,12 или 1151

3.4 Согласование плана по развитию проекта со списком контентных модулей

При планировании развития интернет-проектов часто забывают об оценке потенциала. SEO специалист, используя известные ему инструменты помогает определить потенциал всех вариантов развития проекта, совместно с руководством проекта определяется приоритетность каждого модуля.

 

3.5 Изучение SEO-модулей, используемых лидерами в тематике

Каждая тематика по-своему уникальна, часто особенности находят отражение в технических решениях, используемых SEO-специалистами.

3.6 Составление списка SEO-модулей для сайта

Пример:
  • Перелинковка индексации
  • Перелинковка статического веса
  • Перелинковка анкорного веса
  • Sitemap.xml на основе анализа логов сервера
  • Проверка индексации страниц

3.7 Составление списка возможных функциональных модулей тематики

Наличие и качество исполнения функциональных модулей так же оказывает влияние на продвижение сайта. Так, к примеру, интернет-магазин по продаже ноутбуков, на котором нет функционала сравнения ноутбуков может потерять посетителей. Другой пример – возможность покупки в кредит. Если такой функционал на сайте не предусмотрен, возникнет отток на сайте и понижение поведенческих факторов.

3.8 Проверка сайта на наличие функциональных модулей тематики

Изучаем наличие и реализацию функциональных модулей на сайте, сопоставляем с успешными проектами и лидерами тематики.

3.9 Поиск площадок для размещения PR ссылок в тематике

  • Тематические порталы
  • Тематические СМИ
  • Каталоги организаций
  • Региональные площадки
  • Изучение площадок с упоминаниями наиболее известных компаний в тематике

3.10 Изучение динамики трафика в тематике

Динамика нужна для того, чтобы оценить результаты роста за прошлый период. Возможно рост в абсолютных значениях в действительности был падением, если считать его относительно динамики роста рынка.

  • wordstat.yandex.ru

Анализ трафика

 

3.11 Изучение распределения трафика между ПС

Прежде, чем продвигать сайт, необходимо оценить потенциал каждой поисковой системы. Есть тематики, где mail.ru может дать много трафика, есть тематики, где Google обгоняет Яндекс.

  • liveinternet.ru

 

Анализ трафика

 

Часть №4 - Хостовые факторы

Аудит сайта

4.1 Проверка корректности использования редиректов 

Ошибки при использовании редиректов могут привести к потере статического веса, смене входных страниц и даже выпадению сайта из индекса.

  • Любой многошаговый редирект – ошибка
  • Использование неверного типа редиректов – ошибка
  • Внедрение внутренних редиректов без смены ссылок на новые адреса – ошибка
  • Постановка редиректов между страницами с разным контентом – может быть ошибкой
  • Использование редиректа вместо rel=canonical
  • Редирект, конечной точкой которого является не 200-я страница
  • Использование редиректов для отличающихся страниц
  • Использование любых редиректов для robots.txt 
  • Использование редиректов на внешние сайты по внутренним ссылкам

4.2 Проверка корректности использования 4** ошибок 

Наличие 404 ошибок может приводить к потере денег, снижению лояльности пользователей, выпадения части сайта из индекса и потерь статического веса.

  • Страница не существует, но используется не 404 ошибка
  • Страница существует, но используется 404 ошибка
  • Страница должна быть удалена из индекса, но используется 404 вместо 410
  • Страница поменяла адрес, но не поставлен редирект.

4.3 Анализ 404 страницы

404 страница должна быть корректно оформлена, это позволит минимизировать потери трафика

  • Страница должна иметь шаблон в дизайне сайта
  • Страница должна давать возможность пользователю вернуться назад
  • Страница должна давать возможность пользователю посетить важные разделы
  • Страница должна отдавать код ответа 404

4.4 Исправление ошибок

Для того, чтобы исправить ошибки, необходимо их найти. В рамках большого сайта эту задачу невозможно решить без инструментов автоматизации.

  • Поиск страниц с кодами ответа 3** 
  • Поиск ссылок на редиректы 
  • Поиск страниц с кодами ответа 4** 
  • Поиск ссылок на 404 страницы
  • Сервисы, построенные на краулере, которые определяют откуда какая куда ссылка:  СайтРепорт ,  PageWeight ,  Xenu 

4.5 Анализ сайта на отказоустойчивость 

Если не обеспечить сайту достаточные мощности, то с приходом трафика начнутся отключения сайта, пользователи будут получать информацию об ошибке.

 

Аудит сайта

4.6 Анализ скорости загрузки страниц 

Скорость загрузки страниц влияет на конверсию и ранжирование. Воздействуя на код страницы, мощности и настройки сервера и CMS, необходимо увеличивать скорость загрузки страниц. Для измерения скорости существуют сервисы:

  • https://chrome.google.com/webstore/search-apps/pagespeed
  • http://tools.pingdom.com/

4.7 Анализ размеров страниц 

Анализ крайних значений размеров страниц позволяет обнаружить неочевидные ошибки, например страницы с очень маленьким весом могут создаваться из-за ошибок CMS.

  • анализ крайних значений по типам страниц и разделам сайта
  • верстка должна быть оптимизирована, чтобы страницы грузились быстро 

4.8 Анализ логов сайта, поиск страниц, которые не посещал робот: 

Анализ логов позволяет понять, какие страницы посещал робот. Это важно, например, при работе над индексацией страниц. Бывает так, что страница посещается роботом, но в индекс не попадает.

  • По User-Agent можно узнать, какая ПС заходила
  • В логах хранятся запросы 
  • Дата посещения
  • URL страницы
  • Код ответа
  • Сервисы для анализа логов:  Awstats ,  WebAlizer ,  Analog ,  Logalyzer